Шарфы

Конспект разучивание огуречик. Сказка об огуречике. Заучивание потешки «Огуречик, огуречик». план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему. Ход непосредственно образовательной деятельности

Конспект разучивание огуречик. Сказка об огуречике. Заучивание потешки «Огуречик, огуречик». план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему. Ход непосредственно образовательной деятельности

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 1. Чтение сказки А. Н. Толстого «Три медведя»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.

Ход занятия

Рассказав сказку, воспитатель предоставляет детям (по желанию) возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): «Кто хлебал из моей чашки?» Если будут желающие и останется время, можно повторить импровизацию.

Занятие 2. Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?»

Цель. Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Ход занятия

«Отгадайте, – начинает занятие педагог, – чьи голоса вы услышите. Раннее утро. Тишина. И вдруг: „Ку-ка-ре-ку!“ (Это проснулся петушок.) „Ко-ко-ко, ко-ко-ко“, – запел кто-то во дворе… „Ква-ква-ква“, – раздалось где-то рядом. „Ку-ку! Ку-ку!“ – послышалось издалека…»

Далее воспитатель предлагает детям довольно сложное задание. Педагог просит кого-нибудь из детей воспроизвести любой из услышанных голосов, а сверстники, сидящие с закрытыми глазами, должны угадать, кто произносит звукоподражание. (Когда дети закрывают глаза, ребенок-водящий прячется за ширму.) Затем водящим становится тот, кто первым узнал голос ребенка. Если голос сверстника никто не узнал, что бывает крайне редко, ребенок водит второй раз.

Воспитатель ставит на мольберт картинку с зимним сюжетом. На своем столе он раскладывает раздаточные сюжетные картинки (средних размеров).

«Весело зимой, интересно! – говорит педагог. – Можно кататься с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую картинку). А можно…» Вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ.

Картинки, которые дети уже рассмотрели, воспитатель ставит рядом с большой картинкой «Зима». В заключение он обобщает ответы детей рассказом о зиме и зимних развлечениях.

Занятие 3. Рассказывание без наглядного сопровождения

Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о зайчике (Л. Славина. «Зайчик»): «Жил-был зайчик, захотел он есть, а морковки нигде не найдет. Побежал зайчик к деткам, и они дали ему морковку».

Второй рассказ может быть таким: «Жил-был зайчик. Летом ему хорошо жилось. В лесу летом много еды: травка, ягодки, корешки. Наступила зима. Кругом один снег. Прискакал зайка на огород, где летом морковка, капустка росла. Нет морковки! Нет капустки! Люди их собрали, домой отнесли. Поскакал зайка в детский сад. Увидели его дети, обрадовались, зашумели, загалдели, стали зайчика гладить, жалеть. А Анна Николаевна принесла зайке морковку и яблоко. Сгрыз их зайчишка, повеселел и убежал в лес».

Завершающий рассказ может быть еще подробнее (включать описание зайчика): «Пушистый, беленький, с длинными ушками и розовым носиком» и повествование о том, как он быстро грыз морковку («Хрум-хрум! Хрум-хрум! И нет морковки!»).

Совсем иная может быть и концовка этого рассказа: «Анна Николаевна взяла замерзшего зайку на руки и отнесла в живой уголок. Там он жил до весны, а дети каждый день приходили посмотреть на него и приносили угощение. Весной, когда стало тепло, появилась травка, зайку отпустили в лес. Пусть на свободе живет, длинноухий, и лесным зайцам рассказывает, как зиму провел, как дети его любили».

Если останется время, можно порадовать детей, напомнить им стихотворение Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!».


Зайка, зайка, попляши!
Нашу Машу (Сашу, Олю, Таню) посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!

Занятие 4. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь

Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.

Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет».

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья нужны», – обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель ставит платяной шкаф и буфет. Спрашивает у детей, как называются эти предметы мебели. Педагог объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю: «У меня есть колокольчики (показывает), с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит маленький колокольчик: динь-динь-динь. Повторите. (Дети хором и по одному произносят звукосочетание.) А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? А когда звучит большой колокол, у нас его нет, слышится: динь-дон, динь-дон…»

Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кукла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, стол со стулом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибки.

Завершая занятие, педагог читает русскую народную песенку (в сокращении):


Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную…

Воспитатель просит детей поиграть на трубе (все вместе и 3–4 ребенка индивидуально).

Занятие 5. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

Цель. Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

Ход занятия

Воспитатель начинает рассказывать сказку «Три медведя» и просит детей вспомнить, как вели себя медведи, вернувшись домой. Желающим малышам педагог предлагает изобразить медведей и медвежонка, обнаруживших, что кто-то ел из их мисок.

Педагог просит детей вспомнить, как вели себя козлята, догадавшись, что за дверью – волк. Воспитатель исполняет песню волка, а дети-козлятки, выслушав волка, произносят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь!»

«Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными, – говорит воспитатель. – Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… Огуречик пытался один убежать на другой конец грядки. А там мышка живет. „Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – там мышка живет, тебе хвостик отгрызет“».

Воспитатель повторяет потешку.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть. Он выбирает малышей на роль мышки и огуречика. Педагог читает потешку (ему помогают малыши), а огуречик тихонечко приближается к мышке. Мышка выскакивает из норки, огуречик убегает. Игра повторяется с другими детьми.

Занятие 6. Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям большой и маленький гриб. Просит назвать их. Дети говорят: «Большой гриб и маленький гриб (грибок)». «Это гриб, – подтверждает воспитатель. – А про грибок можно сказать по-другому: „Грибочек“. (Предлагает повторить слово.) Это совок, а рядом… (совочек). Вот платок и… (платочек). Молоток и… (молоточек). Носок и… (носочек)». И так далее.

Воспитатель убирает предметы, оставив только деревянный молоточек, и предлагает послушать, как он стучит. Педагог спрашивает: «Вы слышали, как стучит молоточек? Он стучит так: тук-тук-тук…» По предложению педагога дети имитируют постукивание: кулачком-молоточком стучат по ладошке и говорят: «Тук-тук». Затем воспитатель предлагает постучать молоточком 4–5 детям поочередно.

«Мой молоточек может стучать громко (стучит по столу) и тихо, – продолжает занятие воспитатель, – Помогайте мне стучать громко… и тихонечко (дети в такт с постукиванием произносят: „Тук-тук-тук“). А теперь молоточек будет стучать медленно и быстро.

Сейчас я постучу карандашом по деревянному предмету, и вы услышите другой звук: тюк-тюк-тюк».

Воспитатель стучит по столу и деревянному бочонку, а дети повторяют звукоподражательные слова.

«Теперь, – продолжает педагог, – негромко повторяйте вслед за мной: „Тук-тук-тюк-тюк, тук-тюк, тюк-тук, тюк-тюк-тюк-тук-тук-тук“».

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила: «Мы с Димой постучим в квартиру, в которой вы живете, а вы спросите: „Кто там? Затем откроете дверь (трык-трак) и позволите нам войти“».

– Тук-тук-тук.

– Кто там?

– Это я, Валентина Викторовна. И я, Дима Орлов.

– Трык-трак! Трык-трак! Заходите.

Игра повторяется 3–5 раза (каждый раз в паре с воспитателем играют другие дети).

Занятие 7. Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием «Домашние животные» из серии «Мир в картинках» (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой «Домашние животные» из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)).

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок – овцу, щенок – собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется „мяукает (тявкает).

Занятие 8. Повторение материала

Необходимо повторить то занятие (без изменений или с усложнением), материал которого вызвал затруднения у детей.

Занятие 1. Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обраб. М. Булатова) и песенкой-присказкой.

Ход занятия

Воспитатель читает детям песенку «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Дети знакомы с первой частью песенки, а вторую ее часть слышат впервые.


Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», интересуется, понравилась ли она им. Подтверждает: «Сказка складная, сказка славная».

Занятие 2. Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата

Цель. Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

Ход занятия

«На дворе зима, – начинает рассказывать воспитатель. – На земле, на деревьях, в беседке лежит белый и холодный… (снег, снежок).

Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и… (копаем, расчищаем дорожки, делаем горку). Из снега можно лепить. Мы слепили… (снеговика, зайчика, снежки…). Однажды на наш участок прилетели… (птички: снегири, вороны, воробьи). Они хотели есть. Мы вынесли им… (зернышек и крошек). Зернышки и крошки мы высыпали… (в кормушку). Птички начали… (клевать). С тех пор они каждый день прилетают… (к кормушке, к нам, на наш участок…). А мы каждый день выносим им… (корм). Иногда птички благодарят нас за вкусную еду. Они поют… (чив-чив-чив-чивы).

Ой! – говорит воспитатель. – На мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их! Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте долго, вот так (показывает). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их (2–3 повторения). У меня руки замерзли! А у вас? Сейчас я их погрею».

Педагог складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох: х-х-х. Он предлагает детям тоже погреть руки. Обращает внимание на то, как хорошо это делают Саша и Оля.

«У-у-ух, у-у-ух, – произносит педагог, – так кричит сова Большая голова. Это она из леса прилетела (показывает картинку). Сова прилетела, чтобы научить вас кричать по-совиному. Попробуйте поухать, как совы (хоровой и индивидуальные ответы).

А вот петушок! Ой, к нему лиса крадется. Хочет съесть петушка! («Скорее, скорее улетай, петушок!» – торопят его дети (хоровые и индивидуальные повторения).)

Взлетел петушок на забор. Лисе его не достать. Петушок рад. Кричит лисе: «Ха-ха-ха – не поймала петуха!»

Воспитатель проговаривает чистоговорку, затем произносит ее вместе с детьми (2–3 повторения).

Оставив на мольберте картинки с изображениями совы, петуха и лисы, педагог выясняет у малышей, у кого «шубка из перьев», а у кого меховая: предлагает вспомнить (без опоры на наглядность), кто из животных, как и лиса, ходит в шубе из густого и пушистого меха.

Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.

Занятие 3. Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Цель. Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва ; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанном мехом. (Можно использовать куклу из картона, которая продается с комплектом одежды из плотной бумаги.)

Дети повторяют (хором и индивидуально) слова шубка аленька, опушка бобровая, подтверждают, что Маша черноброва.

Воспитатель дважды читает потешку. Маша снимает алую шубку (под ней должно быть платье или костюм) и дает ее «поносить» кому-нибудь из девочек. Теперь, повторяя потешку, воспитатель называет имя девочки, у которой «алая шубка». Затем ребенок передает шубку следующей девочке (по своему выбору). Эта игра доставляет малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

«Маша не только красивая и нарядная, – продолжает занятие воспитатель, – она еще и очень добрая. Сама села обедать и про любимые игрушки не забыла: и собачку, и киску, и курочку накормила».

Педагог читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» (пер. с армянского Т. Спендиаровой).

Воспитатель усаживает Машеньку за стол, а вместе с ней животных, перечисленных в стихотворении, и повторяет последние 8 строчек. Дети договаривают выделенные слова:


…Никому отказа нет,
Подан каждому обед".
Собачке – в миске ,
В блюдечке – киске ,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке ,
В глубокой, не в мелкой.

Педагог повторяет отрывок и ставит перед каждым персонажем соответствующую посуду

Примечание. Во время обеда следует напомнить детям: «Суп (щи, борщ) у Коли (Маши, Оли, Саши) в тарелке „глубокой, не мелкой“».

Занятие 4. Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Дидактическая игра «Чей, чья, чье»

Цель. Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Воспитатель читает им стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», предоставляя возможность договаривать звукоподражания и слова. По желанию детей можно прочитать стихотворение еще раз.

Затем педагог предлагает малышам подойти к столу и взять по одной картинке (предметные картинки).

Дети возвращаются за столы. Воспитатель выясняет у ребят, какие предметы нарисованы на картинках. Затем просит малышей закрыть глаза. Они выполняют его просьбу, а воспитатель забирает картинки у 5–6 детей. Педагог предлагает открыть глаза и объяснить, что случилось.

«Это я, – говорит педагог, – хочу проверить, помните ли вы предметы, изображенные на картинках. Чье ведерко? (Показывает картинку, добиваясь ответа: „Ведерко мое“.) Чья лодочка? Чей вертолет?..»

Воспитатель предлагает детям поменяться картинками. Малыши закрывают глаза, и игра повторяется.

Занятие 5. Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

Цель. Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

Предварительная работа. Воспитатель помещает в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Теремок» (рисунки Е. Чарушина, А. Елисеева, Е. Рачева, И. Кузнецова). Просит детей в течение дня, не отнимая книги друг у друга, внимательно рассмотреть рисунки; показать рисунок, который особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей за столы, сдвинутые в ряд.

Педагог показывает и рассказывает, кому из детей какой рисунок понравился (4–5 примеров), хвалит малышей за наблюдательность, за желание внимательно рассматривать книжки; ярко и эмоционально рассказывает о двух рисунках, которые нравятся ему лично.

Педагог убирает книги, кроме одной. «Смотрите внимательно, – говорит он детям, – что я сейчас сделаю. Я книгу… (открыла). А сейчас… (закрыла). Баночку (по ходу называния демонстрирует соответствующие предметы)… (закрыла, открыла). Пальчики… (сжала, разжала; на каждой руке и на двух сразу). На стул села и… (встала). Платок… (надела, сняла). Шапочку… (надела, сняла). Варежку… (надела, сняла). Руки… (подняла, опустила). Платок… (подняла, опустила). Флажок… (подняла, опустила)». И так далее.

Занятие 6. Инсценирование сказки «Теремок»

Цель. Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

Ход занятия

Используя любой наглядный материал (настольный, кукольный, пальчиковый театр и т. п.), воспитатель разыгрывает сказку «Теремок».

Педагог дает детям возможность высказать свои впечатления об увиденном, а затем предоставляет в их самостоятельное распоряжение кукол и реквизит (не позволяя уносить предметы) и предлагает поиграть в сказку. При необходимости воспитатель помогает малышам (подсказывает текст, что-то советует и т. д.).

Примечание. В последующие дни в моменты самостоятельной деятельности детей педагог раскладывает знакомый набор игрушек в поле зрения малышей и помогает им разыгрывать сказку.

Занятие 7. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»

Цель. Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель читает детям рассказ Я. Тайца (можно изменить имена детей и использовать имена воспитанников группы): «Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины – к Мишиным, Мишины – к Машиным. Получился поезд.

Миша кричит:

Он машинист.

Маша кричит:

– Ваши билеты!

Она кондуктор.

А папа тянет за веревочку и приговаривает:

– Чух-чух… Чух-чух…

Значит, он – паровоз.

Еще раз рассказать вам про поезд из санок?» – спрашивает воспитатель.

Рассказывая, педагог называет имена других воспитанников группы.

Воспитатель повторяет рассказ еще раз, а дети договаривают выделенные слова.

Занятие 8. Рассматривание сюжетной картины

Для рассматривания воспитатель предлагает детям уже знакомые картины (см. занятия 6 (октябрь), 7 (ноябрь), 7 (декабрь)).

Цель. Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

Март – апрель – май

В эти месяцы целесообразно предложить детям новые игры, ориентируясь на программные произведения художественной литературы. Например, можно вместе с детьми прочитать закличку «Солнышко-ведрышко», радуясь, если повезет, его появлению. Или поиграть в подвижные игры, используя тексты песенок и стихотворений, например, молдавской песенки «Ты, собачка, не лай…» (пер. И. Токмаковой):


Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай!
Утки наши белые,
Без того не смелые.

Дети, изображающие уток, робко приближаются к водящему – собачке. Она лает, утки крякают и уходят, потом вновь приближаются к собачке.

Можно предложить малышам игру с использованием стихотворения А. Введенского «Мышка»:


Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
А на кухне возле шкапа
Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая,
Когти острые.
Эй, мышка, не зевай:
Поскорее убегай!

Выбираются дети на роли котики и мышки. Малыши образуют круг, в центре которого находится мышка, кошка – за кругом. Кошка вбегает в круг, а мышка выбегает из круга. Кошка за ней, но дети не пускают кошку, не позволяют ей поймать мышку. Затем кошка и мышка выбирают других исполнителей.

Отрывок «Спи, младенец…» из произведения М. Лермонтова «Казачья колыбельная» педагогам следует читать, укладывая детей на дневной сон, а родителям – перед ночным сном.

«Сельскую песню » А. Плещеева целесообразнее читать на прогулке в апреле-мае, насыпая корм в кормушку.

Потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком…» также можно включить в игру.

Воспитатель читает стихотворение. Ребенок, изображающий лисичку, бежит и попадает в круг, образованный детьми. Разворачивается диалог между лисой, воспитателем и детьми:


Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
– А что в кузовочке?
– Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.

– Коль в кузовочке не петушок, не курочка, беги, лиса, к своим лисятам – сыну и дочке, – говорит воспитатель.

– Беги, беги! – разрешают дети и разрывают круг.

Затем лису с кузовочком изображает другой ребенок. Тот факт, что ребенку-лисе надевают рюкзачок, доставляет малышу огромную радость. А если удастся добыть настоящий кузовок, радость будет еще больше.

А кот, – продолжает воспитатель, – давно уже убежал. Хотите знать, что он делает? Он помогает хозяйке чистить лук. Плачет и причитает: "Ук-ук-ук" – котик чистит лук. Почему кот плачет, причитает?" (Шутку-чистоговорку дети повторяют 2–3 раза).

Далее воспитатель предлагает детям помочь ему разобраться в том, кто что делает неправильно. Он показывает детям кота, который "кукует". Затем – кукушку, которая "мяукает". Дети смеются, объясняют, что не так. Потом появляются курочка, которая кричит: "Ку-ка-ре-ку!"; цыпленок, который прыгает и квакает.

Педагог предлагает послушать стихотворение "Котауси и Мауси". Уточняет, кто это такие. Хвалит детей за сообразительность.

Воспитатель читает стихотворение. Выясняет у детей, что ответила Котауси умная Мауси? (Ты меня не обманешь, Котауси!)

Занятие 1. Чтение сказки А. Н. Толстого "Три медведя"

Цель. Познакомить детей со сказкой "Три медведя", приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.

Ход занятия

Рассказав сказку, воспитатель предоставляет детям (по желанию) возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): "Кто хлебал из моей чашки?" Если будут желающие и останется время, можно повторить импровизацию.

Занятие 2. Игра "Кто позвал?". Дидактическая игра "Это зима?"

Цель. Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра "Кто позвал?"). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Ход занятия

"Отгадайте, – начинает занятие педагог, – чьи голоса вы услышите. Раннее утро. Тишина. И вдруг: "Ку-ка-ре-ку!" (Это проснулся петушок.) "Ко-ко-ко, ко-ко-ко", – запел кто-то во дворе… "Ква-ква-ква", – раздалось где-то рядом. "Ку-ку! Ку-ку!" – послышалось издалека…"

Далее воспитатель предлагает детям довольно сложное задание. Педагог просит кого-нибудь из детей воспроизвести любой из услышанных голосов, а сверстники, сидящие с закрытыми глазами, должны угадать, кто произносит звукоподражание. (Когда дети закрывают глаза, ребенок-водящий прячется за ширму.) Затем водящим становится тот, кто первым узнал голос ребенка. Если голос сверстника никто не узнал, что бывает крайне редко, ребенок водит второй раз.

Воспитатель ставит на мольберт картинку с зимним сюжетом. На своем столе он раскладывает раздаточные сюжетные картинки (средних размеров).

"Весело зимой, интересно! – говорит педагог. – Можно кататься с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую картинку). А можно…" Вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ.

Картинки, которые дети уже рассмотрели, воспитатель ставит рядом с большой картинкой "Зима". В заключение он обобщает ответы детей рассказом о зиме и зимних развлечениях.

Занятие 3. Рассказывание без наглядного сопровождения

Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о зайчике (Л. Славина. "Зайчик"): "Жил-был зайчик, захотел он есть, а морковки нигде не найдет. Побежал зайчик к деткам, и они дали ему морковку".

Второй рассказ может быть таким: "Жил-был зайчик. Летом ему хорошо жилось. В лесу летом много еды: травка, ягодки, корешки. Наступила зима. Кругом один снег. Прискакал зайка на огород, где летом морковка, капустка росла. Нет морковки! Нет капустки! Люди их собрали, домой отнесли. Поскакал зайка в детский сад. Увидели его дети, обрадовались, зашумели, загалдели, стали зайчика гладить, жалеть. А Анна Николаевна принесла зайке морковку и яблоко. Сгрыз их зайчишка, повеселел и убежал в лес".

Завершающий рассказ может быть еще подробнее (включать описание зайчика): "Пушистый, беленький, с длинными ушками и розовым носиком" и повествование о том, как он быстро грыз морковку ("Хрум-хрум! Хрум-хрум! И нет морковки!").

Совсем иная может быть и концовка этого рассказа: "Анна Николаевна взяла замерзшего зайку на руки и отнесла в живой уголок. Там он жил до весны, а дети каждый день приходили посмотреть на него и приносили угощение. Весной, когда стало тепло, появилась травка, зайку отпустили в лес. Пусть на свободе живет, длинноухий, и лесным зайцам рассказывает, как зиму провел, как дети его любили".

Если останется время, можно порадовать детей, напомнить им стихотворение Г. Лагздынь "Зайка, зайка, попляши!".

Зайка, зайка, попляши!

Нашу Машу (Сашу, Олю, Таню) посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Занятие 4. Дидактическая игра "Устроим кукле комнату". Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь

Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.

Воспитатель вносит куклу. "Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?" (С этими словами к кукле обращаются и дети.) "Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет".

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: "Что это? Зачем Кате кровать?" Предлагает кукле лечь в кровать. "Ложись. Ляг, Катенька!" – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Катя ложится. Дети поют колыбельную: "Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай" (повторяется дважды). "Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?" "И стулья нужны", – обязательно скажет кто-нибудь из детей. "Зачем стулья?" – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель ставит платяной шкаф и буфет. Спрашивает у детей, как называются эти предметы мебели. Педагог объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю: "У меня есть колокольчики (показывает), с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит маленький колокольчик: динь-динь-динь. Повторите. (Дети хором и по одному произносят звукосочетание.) А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? А когда звучит большой колокол, у нас его нет, слышится: динь-дон, динь-дон…"

Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кукла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, стол со стулом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибки.

Завершая занятие, педагог читает русскую народную песенку (в сокращении):

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную…

Воспитатель просит детей поиграть на трубе (все вместе и 3–4 ребенка индивидуально).

Занятие 5. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки "Огуречик, огуречик…"

Цель. Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

Ход занятия

Воспитатель начинает рассказывать сказку "Три медведя" и просит детей вспомнить, как вели себя медведи, вернувшись домой. Желающим малышам педагог предлагает изобразить медведей и медвежонка, обнаруживших, что кто-то ел из их мисок.

Педагог просит детей вспомнить, как вели себя козлята, догадавшись, что за дверью – волк. Воспитатель исполняет песню волка, а дети-козлятки, выслушав волка, произносят: "Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь!"

"Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными, – говорит воспитатель. – Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… Огуречик пытался один убежать на другой конец грядки. А там мышка живет. "Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – там мышка живет, тебе хвостик отгрызет".

Воспитатель повторяет потешку.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть. Он выбирает малышей на роль мышки и огуречика. Педагог читает потешку (ему помогают малыши), а огуречик тихонечко приближается к мышке. Мышка выскакивает из норки, огуречик убегает. Игра повторяется с другими детьми.

Занятие 6. Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям большой и маленький гриб. Просит назвать их. Дети говорят: "Большой гриб и маленький гриб (грибок)". "Это гриб, – подтверждает воспитатель. – А про грибок можно сказать по-другому: "Грибочек". (Предлагает повторить слово.) Это совок, а рядом… (совочек). Вот платок и… (платочек). Молоток и… (молоточек). Носок и… (носочек)". И так далее.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
НОД по развитию речи
Образовательная область: Речевое развитие
младшая группа.
Тема:
«Заучивание потешки «Огуречик, огуречик».
Воспитатель: Литвиненко М.В.
Кулунда
2015 г
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: Заучивание потешки «Огуречик, огуречик» .
Цель: активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные: вызывать интерес к заучиванию потешек, учить согласовывать слова в предложения.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мышление; развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки.
Воспитательные: воспитывать желание играть вместе.
Оборудование: картинки-персонажи: огурцы разного размера, мышка; картинки: кошка с котятами разного цвета, пчела, шмель, два жука, муравей, стрекоза, паук.
Словарь: огуречик, конечик, хвостик, длинный хвост, полосатая пчела, шмель-шмелек, веселый мотылек, рыжая кошка.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь сели все поудобнее.
Артикуляционная гимнастика:
Воспитатель показывает, дети за ним повторяют.
Толстые внуки приехали в гости,
С ними худые кошка да ослик.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись
Губы сожмем мы и рот прополощем.
И самовар попыхтит что есть мочи.
Блюдца поставят, положат блины нам
Блинчик жуем, завернем и прикусим,
Блинчик с вареньем малиновым, вкусный.
Вкусный был завтрак?
Мы губы оближем.
Вводная часть:
-А теперь игра «Повтори за мной».(Тихий лай собаки, пыхтение, мычание, жужжание, кашель, чихание, цоканье язычком, писк цыпленка, мяуканье.)
-Давайте с вами послушаем, как дышат наши носики…
Основная часть:
-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, вот конверт. Здесь написано: «Для детей младшей группы». А в конверте… Как вы думаете, что там? А в нем вот что, сказка про Огуречика. Воспитатель рассказывает сказку и на доске развешивает персонажей.
-На грядке, среди зеленых листиков, жил-был Огуречик. Он маленький, зелененький. Вот он, посмотрите, у него есть хвостик. Жил Огуречик с папой Огурцом, он большой, и мамой Огурцом, она поменьше. Папа Огурец и мама Огурец очень любили своего маленького сыночка. Вся семья жила на грядке, вот здесь (на доске нарисована грядка). А на другом конце грядки, в норке, жила мышка. Мышка какая? (маленькая, серая, у нее длинный хвост, она быстро бегает). Детки, а что любит кушать мышка? (ответы детей). Правильно, она любит сыр, семечки, а еще она очень любит все грызть.
Папа Огурец и мама Огурец не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:
Огуречик, Огуречик!
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
И мама Огурец говорила: (потешка повторяется).
Но Огуречик не послушался и решил пойти на другой конец грядки, посмотреть мышку. Идет Огуречик по грядке и не видит, что из норки вылезла мышка. А Огуречик идет дальше. Мышка выскакивает и бросается на Огуречика, чуть не укусила его. «Ой, ой!» - кричит Огуречик и убегает. Еле-еле убежал. Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять посмотреть, где живет мышка. Огуречик был очень любопытный. (Сцена погони повторяется). А ведь папа Огурец и мама Огурец очень наказывали своему сыночку. Что они говорили, кто запомнил? Можно дать персонаж в руки ребенку, чтобы он повторил. Потешка повторяется несколько раз.

Ребята, а кого боится мышка? Правильно, кошку. А почему мышка боится кошку?(ответы детей).
Воспитатель на доске вывешивает картинки кошки с котятами.
-А кто хочет рассказать стихотворение про нашу рыжую кошку.(повторение ранее изученного стиха. О. Тихомиров «Вот такие имена»).
У нашей рыжей кошки
Котят совсем немножко:
Котенок черный Гриша,
Котенок серый Миша,
Котенок белый Мура,
Пушистый – это Шура.
Ну, в общем, так и далее,
А кошку звать Наталией.
Затем дети хором повторяют стих.
Физминутка:
Рыбки плавают в воде,
Рыбки плавают везде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Мишка наш пошел домой,
А за ним и заинька.
-Теперь тихонько сели на стульчики. Ребята, а кто хочет рассказать про наших гостей? (мнемотехника). Вывешиваются картинки: пчела, шмель, мотылек, 2 жука, стрекоза, муравей с травинкой, паук в паутине.
Несколько раз дети повторяют потешку по одному, затем хором.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза,
Приходили муравьи,
И травинку принесли,
А паук на всех смотрел,
Сети плел и песни пел.
Заключительная часть:
В конце занятия проводится игра под спокойную музыку: «Бабочки летают, ищут себе разноцветные цветочки».
-Ребята, скажите, вам понравилась сказка?
-А что мама и папа наказывали своему сыночку?
-А что случилось с Огуречиком?
-Нам пора прощаться с нашими гостями. Давайте все вместе скажем им: «До свидания».

Конспект игры - занятия по потешке

«Огуречик, огуречик»

Программное содержание:

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, персонажами огурчиком и мышкой, придав образу реалистические черты.

Обогащать словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: огурец, огурчик, огуречик. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: огурец - большой, огурчик – поменьше, огуречик – маленький.

Развивать воображение, введя во вступительную часть занятия элементы сказки, распределив роли: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок».

Оборудование: три изображения с огурчиками разных размеров, изображение мышки, грядка.

Предварительная работа: Чтение, просмотр потешки «огуречик-огуречик»

Методические приемы: игровые элементы, элементы сказки с распределением ролей, показ, рассказ воспитателя, чтение потешки, разыгрывание фрагмента народной игры «Прятки».

Ход занятия:

Воспитатель:

Жил – был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Снимаю с грядки огуречик, показываю его ребятам, даю возможность рассмотреть его, обращаю внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываю три изображения, сопоставляя их, выделяя по величине «папу» - большим, «маму» - поменьше, и «сынка» - совсем маленьким).

Предлагаю детям подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы изображения, я неоднократно повторяю слова: огурец, огурчик, огуречик, обращая внимание на их величину.

Вся семья жила на грядке среди зеленых листиков. (С этими словами располагаю огурчики в ряд среди листиков). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (С этими словами показываю изображение мышки). Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик.

(Предлагаю детям подойти и рассмотреть мышку, еще раз обращаю их внимание на ее особенности и повадки). Она маленькая, быстро бегает и живет в норке. (С этими словами прячу мышку). Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читаю медленно, меняю тембр голоса низкий). И мама говорила Огуречику: « Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Потешка повторяется, читаю ее до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки располагаю все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький, как бы разыгрывая сценку, в которой Огуречику дают наставления).

(Обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Повторяя выразительно, обращаюсь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет»). Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. (С этими словами закрепляю изображения мышки и Огуречика с лицевой стороны, а палочки - держатели продеваю в прорезь с обратной стороны. Таким образом, двигая палочки добиваюсь эффекта перемещения изображений).

Воспитатель:

Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот – вот схватит. Она, то забегает вперед, то отстает, так как жертва ее, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле – еле убежал Огуречик. Повторяется сценка «Догонялки».

Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет?

Ребята,а, может, попросим Огуречика « не ходить на тот конечик?» Алена, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Настя попросит? (Побуждаю детей повторять весь текст самостоятельно). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет. (Повторяется сценка погони мышки).

При вторичном показе развертываем сценку, разыгрываем фрагмент народной игры «Прятки»: то Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик ее не видит. Разыгрываются перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик».

ПОЧИТАЕМ - ПОИГРАЕМ. Потешка «Огуречик, огуречик!» с детьми от 2 до 3 лет.
===============================================================
Потешка «Огуречик, огуречик!»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Реквизит:
-Картинка с изображением 3 огурчиков,
и мышки,
-маска-ободок огурчика,
-маска мышки.


Ход занятия:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. Показываем три картинки. Сопоставляем по величине “папа” - большой, “мама” - поменьше, и “сын” - совсем маленький.
Предлагаем малышу рассортировать огуречную семью по росту. Повторяем слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.
- Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. В другом конце грядке жила мышка. Вот она! Показываем картинку с мышкой.
- Посмотри, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик.
Предлагаем рассмотреть картинку с мышкой, ещё раз обращаем внимание на её особенности и повадки. Она юркая, быстро бегает, живет в норке.
-Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.
Папа говорил:
Текст потешки читаем медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской.
-И мама говорила Огуречику:
Читаем потешку в среднем темпе, тембр голоса естественный. Располагаем картинки вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Как бы разыгрываем сценку, в которой Огуречику даются наставления.
-Ты запомнил, что говорили Огуречику мама и папа?
Повторяем всю потешку, выделяя последнюю строчку:
-Но, Огуречик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка.
Подготовка к игре в “Догонялки”.
Ребенку одеваем шапочку огуречика, а сами маску мышки, в процессе игры можно меняться ролями.
- Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотри, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше.
При этих словах «мышка» выскакивает и бросается в сторону Огуречика-ребенка, стараясь вот-вот его схватить. Повторяем 2-3 раза.
Можно использовать элементы народной игры “Прятки”: Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит.
-И мышка поняла, что не догонит маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику:
Читаем потешку вместе с ребенком.
Лепка огуречика.
- Давай сегодня вылепим огуречик из пластилина. Такой пластилиновый огуречик поможет нам сохранить настоящий. Мышка попробует его, а он окажется невкусным. Вот она и убежит из огорода.
Помогаем ребенку выбрать цвет пластилина и скатать колбаску.
-Вот какой замечательный огуречик получился! Будет он теперь помогать охранять урожай от мышки.
Настоящий огуречик:
-Спасибо за помощь, теперь я побегу домой. Я понял, что всегда нужно маму с папой слушать и не уходить далеко одному.